Описание маршрута:
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ (Приказ Минобрнауки РФ 1598 от 19.12.2014) и детей с интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки РФ 1599 от 19.12.2014) обучение ребенка проходит с учетом обязательных требований Адаптированных основных общеобразовательных программ (далее — АООП).
АООП — это программа, которая составляется на весь период обучения:
- для детей, обучающихся по ФГОС ОВЗ — 4-6 лет, начальная школа,
- для детей с интеллектуальными нарушениями (ИН) — 9-13 лет (полный курс обучения).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее 273-ФЗ) образование ребенка может проводиться по двум формам:
- в образовательной организации (школе, детском саду и т.д.)
- в семейной форме (для детсадов и школ) или форме самообразования (для училищ, техникумов и т.д.).
Форма обучения определяет ОРГАНИЗАТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РЕБЕНКА, т.е. того, кто несет ответственность за подбор учителей для обучения ребенка, организует ему образовательную среду и т.д.
Составление программы обучения — также обязанность организатора обучения.
Для детей на семейном обучении составлять программу должны родители, либо частные педагоги, школы или центры, которые посещает ребенок.
Требования к программам:
1. Программа обучения ребенка с ОВЗ (независимо от нозологии) всегда формируется исходя из установленных рекомендаций ПМПК. Что должно быть в заключении ПМПК читайте в нашем маршруте.
2. Программа должна соответствовать требованиям стандарта и варианта программы, который рекомендован ПМПК.
3. Программа должна содержать исчерпывающий для ребенка набор предметных и коррекционных курсов, которые рекомендованы ФГОС и специалистами ПМПК.
Ознакомиться со стандартами можно в нашем материале
Ход маршрута:
1 Этап. Заключение ПМПК
Прежде, чем приступать к составлению программы требуется изучить внимательно заключение ПМПК:
— какой вариант программы по какому стандарту рекомендован ребенку,
— какие коррекционные курсы (специалисты) рекомендованы ребенку,
— выявленные ПМПК особенности ребенка,
— направления коррекционной работы с ребенком.
2 Этап. Провести диагностику текущего состояния ребенка
Для составления программы обучения ребенка, необходимо понимать, в каким состоянии он находится на момент разработки программы:
— какие навыки и представления сформированы у ребенка,
— какие базовые учебные действия сформированы у ребенка,
— оценить текущее физическое состояние ребенка,
— состояние эмоционально-волевой сферы и высших психических функций (мышление, внимание, воображение, память и т.д.),
— навыки коммуникации: вербальная/невербальная, альтернативная введена или на какой стадии внедрения, какая именно альтернативная коммуникация введена и т.д.
Для проведения диагностики можно воспользоваться рекомендуемыми протоколами психолого-педагогического обследования.
3 Этап. Психолого-педагогическая характеристика ребенка
На основании проведенной диагностики заполняется раздел программы «Психолого-педагогическая характеристика ребенка». Раздел включает в себя ответы на следующие вопросы:
1. Год обучения ребенка в образовательной организации.
2. Социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение семьи к ребенку и т.д.)
3. Физическое развитие: общая моторика, позиционирование, мелкая моторика и т.п.
4. Особенности эмоциональной сферы
5. Особенности поведения
6. Познавательное и речевое развитие:
6.1. Особенности восприятия:6.1.2. Особенности слухового восприятия6.1.3. Особенности тактильного восприятия6.2. Особенности речевого развития6.3. Сформированность предметно-практической деятельности
6.4. Сформированность базовых учебных действий
6.5. Сформированность математических представлений
6.6. Сформированность представлений об окружающем мире
7. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками:
7.1. Особенности контакта со взрослыми7.2. Особенности контакта со сверстниками
8. Сформированность навыков самообслуживания
9. Сформированность бытовой деятельности
10. Сформированность доступной трудовой деятельности
11. Потребность в уходе
12. Потребность в присмотре
13. Особенные образовательные потребности
В этом разделе требуется описать также планируемые результаты программы обучения для ребенка.
4 Этап. Формирование индивидуального учебного плана
Следующий раздел программы — Индивидуальный учебный план — строится исходя из того, какие у ребенка выявлены навыки и умения, зоны ближайшего развития.
Учебная нагрузка рекомендованная законодательством составляет 21 урочный час и 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Коррекционные курсы относятся к внеурочной деятельности.
ВАЖНО! Учебные часы академические. По СП 2.4.3648-20 не более 40 минут. Длительность урока может быть меньше, все зависит от возможности ребенка удерживать внимание.
5 Этап. Формирование базовых учебных действий
В программе важно прописать какие Базовые учебные действия будут сформированы у ребенка в процессе обучения.
Цель Базовый учебных действий (БУД): формирование основ учебной деятельности детей с у/о, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда.
БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Базовыми учебными действиями для детей с умственной отсталостью, согласно ФГОС у/о, являются:
Личностные:
— осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
— положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
— самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
— понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе:
— готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществу.
Коммуникативные:
— вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
— использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
— обращаться за помощью и принимать помощь;
— слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
— сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
— договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные:
— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
— активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
— соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные:
— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
— устанавливать видо-родовые отношения предметов;
— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
— наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
Особенности психофизического развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предопределяют их особые образовательные потребности и отражаются в специфике содержания и задач БУД.
6 Этап. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Далее на основании Учебного плана требуется составить программы на каждый учебный и коррекционный курс.
Содержание курсов — это подробное описание того, чему вы будете учить ребенка с учетом его текущего состояния и зоны ближайшего развития. Длительность учебного года составляет 33 недели для первого класса и 34 недели для других классов, соответственно программы по курсам должны учитывать работу на эти сроки.
Для одних детей — это будет математические представления о форме и размере, а для других — выработка навыков личной гигиены и самообслуживания. Все зависит от ребенка.
Примеры содержания учебный и коррекционный курсом можно посмотреть здесь.
7 Этап. Внеурочная деятельность
В программе должна быть подробно описана внеурочная деятельность ребенка. Внеурочная деятельность — это занятия педагогов с детьми в школе, которые отличаются от учебной программы. Это могут быть кружки, секции, экскурсии, соревнования, исследования.
Во внеурочную деятельность включается коррекционная работа. Из 10 часов отведенных на внеурочную деятельность в неделю не менее 5 должны быть коррекционными занятиями.
8 Этап. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
В программе требуется указать нуждаемость ребенка в присмотре и уходе. Так же в заключении ПМПК может быть рекомендован тьютор или ассистент.
Важно учесть, что для ребенка со сниженной способностью к самообслуживанию, нужно учесть наличие сопровождения.
9 Этап. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
На этом этапе в программе прописываются технические средства для образования и дидактические материалы: коммуникативные таблицы, визуальные расписания, средства альтернативной коммуникации, технические средства обучения.
10 Этап. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга
В программе обязательно нужно прописать какими способами будет проводиться оценка результатов, указанных в начале программы (графа планируемые результаты).
ВАЖНО! Для понимания реальных результатов рекомендуем использовать те же методы, которыми проводилась входящая оценка результатов.
Также для составления программы можно воспользоваться УМК . Для заполнения программы потребуется регистрация.
Таже для составления программы можно воспользоваться рекомендуемым Минобрнауки примерными программами по каждому варианту, которые можно найти по ссылке.