Составление программы обучения (СИПР) для ребенка-инвалида

Описание маршрута:

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ (Приказ Минобрнауки РФ 1598 от 19.12.2014) и детей с интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки РФ 1599 от 19.12.2014) обучение ребенка проходит с учетом обязательных требований Адаптированных основных общеобразовательных программ (далее — АООП).

АООП — это программа, которая составляется на весь период обучения:

  • для детей, обучающихся по ФГОС ОВЗ  — 4-6 лет, начальная школа,
  • для детей с интеллектуальными нарушениями (ИН) — 9-13 лет (полный курс обучения).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (далее 273-ФЗ) образование ребенка может проводиться по двум формам:

  • в образовательной организации (школе, детском саду и т.д.)
  • в семейной форме (для детсадов и школ) или форме самообразования (для училищ, техникумов и т.д.).

Форма обучения определяет ОРГАНИЗАТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РЕБЕНКА, т.е. того, кто несет ответственность за подбор учителей для обучения ребенка, организует ему образовательную среду и т.д.

Составление программы обучения — также обязанность организатора обучения.

Для детей на семейном обучении составлять программу должны родители, либо частные педагоги, школы или центры, которые посещает ребенок. 

 

Требования к программам:

1. Программа обучения ребенка с ОВЗ (независимо от нозологии) всегда формируется исходя из установленных рекомендаций ПМПК. Что должно быть в заключении ПМПК читайте в нашем маршруте

2. Программа должна соответствовать требованиям стандарта и варианта программы, который рекомендован ПМПК.

3. Программа должна содержать исчерпывающий для ребенка набор предметных и коррекционных курсов, которые рекомендованы ФГОС и специалистами ПМПК.

Ознакомиться со стандартами можно в нашем материале 

 

Ход маршрута:

1 Этап. Заключение ПМПК

Прежде, чем приступать к составлению программы требуется изучить внимательно заключение ПМПК:

— какой вариант программы по какому стандарту рекомендован ребенку,

— какие коррекционные курсы (специалисты) рекомендованы ребенку,

— выявленные ПМПК особенности ребенка,

— направления коррекционной работы с ребенком.

2 Этап. Провести диагностику текущего состояния ребенка

Для составления программы обучения ребенка, необходимо понимать, в каким состоянии он находится на момент разработки программы:

— какие навыки и представления сформированы у ребенка,

— какие базовые учебные действия сформированы у ребенка,

— оценить текущее физическое состояние ребенка,

— состояние эмоционально-волевой сферы и высших психических функций (мышление, внимание, воображение, память и т.д.),

— навыки коммуникации: вербальная/невербальная, альтернативная введена или на какой стадии внедрения, какая именно альтернативная коммуникация введена и т.д.

Для проведения диагностики можно воспользоваться рекомендуемыми протоколами психолого-педагогического обследования.

3 Этап. Психолого-педагогическая характеристика ребенка

На основании проведенной диагностики заполняется раздел программы «Психолого-педагогическая характеристика ребенка». Раздел включает в себя ответы на следующие вопросы:

1. Год обучения ребенка в образовательной организации.

2. Социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение семьи к ребенку и т.д.)

3. Физическое развитие: общая моторика, позиционирование, мелкая моторика и т.п.

4. Особенности эмоциональной сферы

5. Особенности поведения

6. Познавательное и речевое развитие:
6.1. Особенности восприятия:

6.1.2. Особенности слухового восприятия 
6.1.3. Особенности тактильного восприятия
 
6.2. Особенности речевого развития 

6.3. Сформированность предметно-практической деятельности

6.4. Сформированность базовых учебных действий 

6.5. Сформированность математических представлений

6.6. Сформированность представлений об окружающем мире

7. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками:
7.1. Особенности контакта со взрослыми

7.2. Особенности контакта со сверстниками

8. Сформированность навыков самообслуживания

9. Сформированность бытовой деятельности

10. Сформированность доступной трудовой деятельности

11. Потребность в уходе

12. Потребность в присмотре

13. Особенные образовательные потребности

В этом разделе требуется описать также планируемые результаты программы обучения для ребенка.

 

4 Этап. Формирование индивидуального учебного плана

Следующий раздел программы — Индивидуальный учебный план — строится исходя из того, какие у ребенка выявлены навыки и умения, зоны ближайшего развития. 

Учебная нагрузка рекомендованная законодательством составляет 21 урочный час и 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Коррекционные курсы относятся к внеурочной деятельности. 

ВАЖНО! Учебные часы академические. По СП 2.4.3648-20 не более 40 минут. Длительность урока может быть меньше, все зависит от возможности ребенка удерживать внимание.

5 Этап. Формирование базовых учебных действий

В программе важно прописать какие Базовые учебные действия будут сформированы у ребенка в процессе обучения.

Цель Базовый учебных действий (БУД): формирование основ учебной деятельности детей с у/о, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда.

БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Базовыми учебными действиями для детей с умственной отсталостью, согласно ФГОС у/о, являются:

Личностные:

— осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

— положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

— самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

— понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе:

— готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществу.

Коммуникативные:

— вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

— использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

— обращаться за помощью и принимать помощь;

— слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;

— сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

— договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные:

— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

— активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

— соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные:

— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

— устанавливать видо-родовые отношения предметов;

— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

 — пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

— наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)

 Особенности психофизического развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предопределяют их особые образовательные потребности и отражаются в специфике содержания и задач БУД.

6 Этап. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Далее на основании Учебного плана требуется составить программы на каждый учебный и коррекционный курс. 

Содержание курсов — это подробное описание того, чему вы будете учить ребенка с учетом его текущего состояния и зоны ближайшего развития. Длительность учебного года составляет 33 недели для первого класса и 34 недели для других классов, соответственно программы по курсам должны учитывать работу на эти сроки.

Для одних детей — это будет математические представления о форме и размере, а для других — выработка навыков личной гигиены и самообслуживания. Все зависит от ребенка. 

Примеры содержания учебный и коррекционный курсом можно посмотреть здесь.

 

7 Этап. Внеурочная деятельность

В программе должна быть подробно описана внеурочная деятельность ребенка. Внеурочная деятельность — это занятия педагогов с детьми в школе, которые отличаются от учебной программы. Это могут быть кружки, секции, экскурсии, соревнования, исследования.

Во внеурочную деятельность включается коррекционная работа. Из 10 часов отведенных на внеурочную деятельность в неделю не менее 5 должны быть коррекционными занятиями. 

 

8 Этап. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В программе требуется указать нуждаемость ребенка в присмотре и уходе. Так же в заключении ПМПК может быть рекомендован тьютор или ассистент.

Важно учесть, что для ребенка со сниженной способностью к самообслуживанию, нужно учесть наличие сопровождения. 

 

9 Этап. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

На этом этапе в программе прописываются технические средства для образования и дидактические материалы: коммуникативные таблицы, визуальные расписания, средства альтернативной коммуникации, технические средства обучения. 

 

10 Этап. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

В программе обязательно нужно прописать какими способами будет проводиться оценка результатов, указанных в начале программы (графа планируемые результаты). 

ВАЖНО! Для понимания реальных результатов рекомендуем использовать те же методы, которыми проводилась входящая оценка результатов.

 

Также для составления программы можно воспользоваться УМК . Для заполнения программы потребуется регистрация. 

Таже для составления программы можно воспользоваться рекомендуемым Минобрнауки примерными программами по каждому варианту, которые можно найти по ссылке.