Инклюзивный коммуникативный лагерь для особенных подростков «В стиле ROCK»
О проекте:
Проект направлен на реабилитацию и социализацию подростков с ментальными особенностями путем проведения загородного инклюзивного лагеря.
В фан-сообществе Вк Лагеря в стиле Rock множество фото- и видеоматериалов по проекту.
Проект представляет собой программу отдыха для подростков с ментальными нарушения вместе с родителями. Проект способствует развитию навыков коммуникации и компетенций, необходимых для дальнейшей жизни.
Для ребят в каждой смене проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия. В течение программы участники учиться спортивному ориентированию, спортивным дворовым играм (футбол, пионербол, баскетбол и др), развивают творческие способности (театральное мастерство, лепка, рисование, танцы), развивают навыки межполового общения (медленные танцы на дискотеке), пробуют игру на музыкальных инструментах и др.
Ребята научатся бережному отношению к природе (проведение субботников на берегу озера), получают навыки поведения в общественных местах.
Цель программы:
Социализация и вывод из самоизоляции семей, имеющих подростков-инвалидов в возрасте от 10 до 30 лет, через инклюзивные коммуникативные лагеря
Задачи программы:
1. Профессиональное обучение подростков с ОВЗ,
2. Музыкальное воспитание подростков с ОВЗ,
3. Пространственное ориентирование подростков с ОВЗ,
4. Вовлечение в занятия физической культурой подростков с ОВЗ и их родителей,
5. Проведение обучающих семинаров для родителей,
6. Укрепление детско-родительских отношений через совместный отдых.
Качественные результаты реализации программы:
В ходе проведения лагеря музыкальные уроки вызвали наибольший интерес у ребят.
Направление коррекционной работы не вызвало у подростков отторжения, более того, уже к концу первого занятия они активно включились в деятельность, пользовались инструментами, пели, вокализировали и импровизировали. К третьему дню лагеря ребята подготовили творческие номера, пели песни и играли на музыкальных инструментах. Родители также подключились, подготовили музыкальный номер и спели песню.
Творческие номера способствуют усилению связей родитель-ребенок, позволяют родителям расслабиться, получить заряд положительных эмоций, провести совместное с детьми занятие помимо привычных рутинных действий, способствуют развитию навыка коммуникации у подростков с ментальными особенностями.
По итогам лагеря многие ребята в начале лагеря зажатые и закрытые уже на второй день активно инициировали общение с незнакомыми ранее взрослыми, нормотипичными сверстниками, готовили совместные номера с незнакомыми им ранее детьми.
В ходе мастерской участники получили навыки:
— тренировку усидчивости и контроля внимания: изготовление рамки требует большого внимания и сосредоточенности, вырабатывается терпение, нацеленность на результат;
— тренировку социально-бытовых навыков: уборка после себя рабочего места, аккуратность при работе и т.д.
— тренировку мелкой моторики, детали рамки зачастую маленькие, соединение деталей производится на клей, много мелких украшений, работа с тонкой кистью.
В ходе проведенного лагеря родители участников с особенностями отметили, что у многих детей с низким уровнем внимания и контроля именно творческая мастерская вызвала высокий отклик. Ранее родители даже не представляли, что их дети могут так сосредоточенно заниматься каким-то занятием. Кроме того, участники в результате получают готовую рабочую настольную лампу. В сентябре 2021 года участники изготавливали кастомные фото-рамки по методу скрапбукинга. Полученные в результате рамки закрепили у них состояние успеха в деятельности и повысили интерес к творческим и профессиональным видам деятельности. При опросе через 4 недели после проведения лагеря родители отметили существенный рост заинтересованности детей в профессиональных навыках, творческой деятельности, что также способствует развитию когнитивных функций особенных подростков.
Коррекционная работа с особенными подростками дает наибольший результат только в комплексной работе со всей семьей. Работа с родителями направлена на то, чтобы по возвращении после лагеря домой ребенок не вернулся к прежней жизни, а полученные навыки и компетенции нашли отражение в изменениях в его окружении. По итогам лагеря и серии семинаров от родителей получен большой отклик по результативности семинаров.
По итогам проведенного лагеря более 20 родителей получили персональные консультации. От двадцати трех родителей мы получили отклики о кардинальной смене направления работы с ребенком (введение расписания, введение альтернативной коммуникации, работа с кругами общения и т.д.). Семь семей по итогам опроса по истечении 4 недель рассказали, что получили впечатляющие итоги по выстраиванию коммуникации с ребенком: ушло нежелательное поведение сексуального характера, родители смогли составить социальную историю на посещение врача, родители смогли убедить ребенка начать новую деятельность с помощью навыков, полученных в лагере. Родители ребят старше 18 лет сообщили о том, что пробуют профессиональное ориентирование с ребенком, двое записались в профессиональные мастерские.
Мы отмечаем важные особенности в изменениях окружения наших участников, которые выражаются во внедрении новых практик и техник коррекционной работы родителя с ребенком в повседневной жизни. Более 60 % опрошенных через 4 недели после лагеря семей отметили изменения в своей повседневной жизни: стали применять методики, рекомендованные на семинарах по работе с нежелательным поведением, посетили врача и ввели диету для снятия физически неприятных ощущений, ввели новые виды деятельности: творчество, музыка, физкультура.
Дискотека – это важный элемент получения навыков коммуникации в непривычном окружении и тренировка навыка пребывания «в толпе». Родители детей с высоким уровнем сложности состояния отметили, что после лагеря, несмотря на негативное отношение ребенка поначалу к громкой музыке и большому количеству людей, дети уже на третий день включились в танцы, стали терпимее переносить походы в людные места, снизилось количество срывов поведения при посещении людных мест и магазинов.
Аукцион и магазин помогают ребятам научиться отношению к деньгам, как средству расчета за блага. Многие дети не понимают ценности денег, поскольку для них это просто яркая бумажка. Умение оценивать деньги и использовать их по назначению существенный навык в социально-бытовой адаптации подростка с ментальными особенностями.
Родители подростков-инвалидов получили навыки по обучению и выстраиванию взаимодействия со своим особенным ребенком: психологический и физиологический аспект. 65 % семей по результатам мероприятия внесли изменения в окружающую особенного ребенка среду. Опрос нашей ЦА на тему полезности для детей и важности проекта показал, что 91 % опрошенных считают формат лагеря полезным для своего ребенка и важным https://bit.ly/33yJ0vg.